HR-Бюллетень - Организация изучения государственного языка на предприятии

14-07-2011

Организация изучения государственного языка на предприятии

Организация изучения государственного языка на предприятии

 

Для реализации языковой политики государства на предприятиях проводится определенная работа. В рамках разработанных  программ мероприятии по функционированию и развитию государственного языка практический в каждой организации организовываются курсы казахского языка, набирается штат переводчиков, устанавливаются программы,  празднуется Наурыз, проводятся дни казахского языка, предоставляются отчеты  и информаций  в местные акиматы  и т.д.

Сложно найти HR-специалиста, который за свою профессиональную карьеру не столкнулся с задачей обучения сотрудников компании казахскому языку. Нельзя сказать, что эта задача относится к категории простых, так как корпоративная  системы обучения государственному языку должно базироваться как на потребностях компании, так и на потребностях персонала.

В данной статье речь пойдет о специалисте (менеджере) компании, в  должностные обязанности которого входит организация обучения персонала, о проблемах, возможных  ошибках с которыми этот специалист сталкивается и системном подходе при организации корпоративного обучения казахскому языку.

В некоторых организациях курсы казахского (английского) языка  иногда организуются под давлением сотрудников. Цели организации таких курсов обычно формулируются нечетко, задачи достижения определенного уровня владения языком не фиксируются. На таких курсах часть сотрудников действительно повышает свой уровень знаний, но большинство участников относится к ним, как к факультативному занятию, поскольку в их должностные обязанности не входит работа  с языком. Они изучают дисциплину «про запас», поэтому посещаемость и успешность занятий невелика. В целом эффективность таких курсов крайне низкая.

Нередко прошедшие обучение сотрудники пытаются применить полученные навыки на своем рабочем месте и сталкиваются с отсутствием условии для их применения. На предприятиях чаще имеются установленные правила и традиции (корпоративная культура). Обученному сотруднику могут не предоставить необходимую обстановку для приобретения навыков общения на государственном языке, идет несоответствие условий работы полученным навыкам.

Сотрудник, направленный на курсы против его воли, примет все меры, чтобы избежать этого. Если он все же будет вынужден подчиниться, усвоение преподаваемого материала окажется крайне низким из-за негативного эмоционального фона. Более того, такой слушатель может распространять вокруг себя этот негатив и заражать им других участников обучения, мешая всей группе. Даже если он что-то усвоит, отрицательный настрой станет мешать ему использовать результаты обучения в своей работе.

У большинства действующих преподавателей отношение к обучению заложено на генетическом уровне как к обучению в школе.  Многие из них не умеют писать учебные пособия, не учитывают особенности обучения взрослых, не владеют знаниями о современных методах мотивации и менеджмента. Приглашение такого преподавателя как основного специалиста может привести к негативной реакции слушателей, ранее участвовавших в обучении иностранным языкам   с использованием активных, практических видах занятий, слайдов, учебных пособий, раздаточного материала.

Сотрудников компании не информируют о уровнях и долгосрочности курсов государственного языка. Слушатели должны знать, что целевые многоуровневые языковые курсы обеспечат получение ими знаний профильной для данного вида лексики и навыков, необходимых организации, таких как: устный и письменный перевод, ведение переписки, участие в переговорах, работа на выставках  и др.

Как показывает практика, система обучения, существующая в организации, является частью корпоративной культуры, которая  выражается в следующем: предоставление сотрудникам возможности развития (изучение языков) укрепляет их лояльность к работодателю, положительно влияет на трудовую дисциплину, улучшает моральный климат в компании;

Понимание следующих принципов  позволит специалисту (менеджеру) компании или корпоративному учебному центру обойти множество ловушек ожидающих в процессе обучения и развития персонала казахскому языку.

- Во-первых, персонал учится только тогда, когда мотивирован (осознания необходимости обучения недостаточно).  Директивное управление процессом обучения взрослых малоэффективно;
- Во- вторых, взрослых волнует практическое применение и использование полученных знаний. Четкая привязка обучения к реальной практике определяет эффективность обучения. Но в случае, если полученные знания не востребуются компанией, знания утрачиваются и система обучения теряет свой авторитет. Другим вариантов развития событий может быть уход сотрудника в компанию, которая востребует его знания.

- В-третьих, программа предлагаемого вами курса изучения языка должна быть ориентирована на систематизацию имеющихся у обучаемого знаний;

Ответственные лица (лицо) за организацию курса должны иметь  диагностику состояния процесса обучения государственному  языку на предприятии. А для дальнейшей систематизации процесса изучения языка и результативного распределения ввереных ему материальных средств выполнить требующую определенных компетенции работу:

 

- определить целевую группы (категорию персонала), непосредственно направляемую  на долгосрочные курсы;

- провести мониторинг и определить уровень  знания государственного языка работников;

- знать финансовые возможности компании;

- провести мониторинг рынка образовательных услуг и анализ;

- определить критерии выбора поставщика образовательных услуг;

- разработать или изучить и подать на утверждение план обучения, учебные программы.    Они должны быть специально разработаны для корпоративного изучения языка. Классика хороша только для вузов и школ, где язык дают не менее 6-7 часов в день:

- обеспечить выполнение плана, учебных программ;

- обеспечить соблюдение бюджета;

- произвести оценку эффективности обучения;

- определить новые цели и уровень знания государственного языка работников.

Несмотря на многолетнее сотрудничество с провайдерами языковых курсов, важно постоянно расширять круг поиска новых программ обучения языкам. О них, к сожалению, не так много информации. Помогает получение обратной связи от коллег из других компаний, которые уже имели опыт сотрудничества с теми или иными преподавателями, языковыми тренерами.

При возможности поинтересоваться комплексностью подхода к клиентам, запросить отчет по итогам обучения государственному языку, характеристику на преподавателей (тренеров), их известность. Компетентность, опыт, соответствие личных качеств тренера задачам обучения и корпоративной культуре компании должны интересовать организатора ни чуть не меньше  характеристики  программы и уровня методического обеспечения. Будет ли программ обучения адаптирована с учетом специфики вашей компании. Отзывы клиентов и отзывы на сайтах, личные отзывы самих тренеров о своем курсе дадут очень обширную информацию о качестве оказываемых услуг.

            Учитывая многолетний опыт, рекомендую специалистам при подборе  преподавателей учитывать следующие критерии:

Личные качества (насколько оно вызывает доверие, соответствует корпоративной культуре компании и т.п.);

Коммуникативные качества (хорошо поставленная дикция, эмоциональность речи, умение слушать и т.п.)

Квалификация (базовое образование, дополнительное образование, курсы, тренинги, стажировка и т.п.);

Результативный опыт работы (список клиентов, рекомендации и отзывы предыдущих клиентов и т.п.);

Подход к обучению взрослых (хорошая методология, комплексность обучения и т.п.);

Методы проведения обучения;

Ориентация на клиента и возможность глубокой адаптации программы обучения;

Возможность и наличие оценки эффективности обучения;

Стоимость услуг;

Согласие на проведение Мастер-класса;

Бренд компании направляющей преподавателя.

Прошло уже более 20 лет, как специалисты по обучению персонала ломают голову — как сделать так, чтобы персонал компании свободно заговорил на государственном языке?

На мой взгляд парадокс в том, в программах учреждений дополнительного образования сохраняются прежние стандарты, которые не всегда отвечают сегодняшним бизнес-запросам компаний для развития языковых навыков сотрудников, а специалисты занимающиеся вопросами обучения и развития персонала не имели возможности пройти курсы повышения квалификации по системному подходу к данному вопросу. 

Но конечный результат зависит не только от специалистов по обучению,  HR-руководителей, как инициаторов и организаторов обучения, но и от самих сотрудников.

 

Жумадилова А.С. МВА

 Авторская программа

 «Построение эффективной системы

изучения государственного языка

 на предприятии»

 

Директор Академии развития

человеческих ресурсов

 

 

 

 

Назад



 
 
ТОО «Академия развития человеческих ресурсов»
г.Алматы, ул. Желтоксан 118, офис 312
тел./ф.: 8 (727) 2666029, 2504592
моб.: 87750007360; 87022400013
office@arda.kz, too@arda.kz